Парусный спорт в России

17/11 2017
КАНТ

Зарождение парусного спорта и любительского мореплавания в России свзывают с Петром I. Однако доподлинно известно, что и те народы, которые ранее населяли нынешнюю территорию российского государства, были не только знакомы с парусом, но и использовали малые парусные суда для осуществления торговой связи с народами, населяющими побережье Черного и Эгейского моря. Водный путь по Днепру был освоен с незапамятных времен и в анналы истории он вошел, как путь из варяг в греки, который в X-XI вв. пересекал Европу с севера на юг. В этот же период славяне начали заселять побережья Белого и Баренцева моря. Затем они продвинулись на север и восток. Парусные лодки нужны им были, чтобы перемещаться, а также ловить рыбу. Вероятно, в те времена было также сложно обходиться без лодок, как в наши дни сложно обходиться без безлимитных тарифов Мегафон, к примеру.

Доказательством того, что и во времена правления Петра I на территории Российской Федерации использовались прогулочные парусные лодки, служит известный ботик Петра I, который можно увидеть в Военно-морском музее Санкт-Петербурга. Этот 6-метровый бот именуют дедушкой русского флота. Его можно назвать и первой яхтой в стране. Изначально на Яузе, а впоследствии и на Плещеевом озере ботик активно использовался царем для обучения плаванию под парусами и, безусловно, развлечений.

Позднее, когда России открылся доступ к Черному и Балтийскому морю, и началось строительство торгового и военно-морского флота, появилась необходимость в знающих своё дело офицерах и матросах. В 1713 году с целью приобщить знать Петербурга к морской стихии и парусам, Петр I принял решение учредить Потомственный Невский флот. Строительство малых гребных и парусных судов развернулось на Партикулярной верфи. Эти суда могли беспрепятственно получить различные лица и государственные учреждения при условии поддерживать их в хорошем состоянии, а также принимать участие в занятиях на воде. 141 судно было роздано таким образом, а само создание флота было завершено к 1718 году. Флот был очень хорошо организован, имел свой устав и флаг, которые были утверждены Адмиралтейств-коллегией.

Невский флот не являлся тем, что нынче именуется яхт-клубом. В те времена даже и не существовало такого понятия. Однако по своей форме и задачам он был прямым предшественником современных российских яхт-клубов.

Первым спортивным флагом, который утвердил сам царь, стал «Флаг яхт и буерный». Суда Невского флота ходили именно под этим флагом.

В журнале «Морской сборник» в 1849 году была опубликована заметка о том, что Невский флот старее европейских яхт-клубов, однако в связи с тем, что он был слишком рано утвержден, существование его полностью зависело от воли царя. После того, как не стало Петра I, не стало и Невского флота.

Только зародившееся любительское мореплавание в России приостановило развитие более чем на столетие. Однако под русским флагом парусники ходили в разных частях света. Уже в первой половине XIX века более сорока дальних плаваний под парусами было снаряжено в России. Многие из них принесли большие открытия (научные и географические). Стоит заметить, что многие моря, острова, заливы в разных уголках земли были названы именами великих россиян. А многие наши современные великие соотечественники выбирают золотые номера Мегафон, которые подчеркивают их статус в обществе и являются предметом зависти коллег и партнеров.

К 1846 году Николай I утвердил устав и флаг Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба. Командором этого клуба стал князь Лобанов-Ростовский. Согласно уставу лишь дворяне имели право стать членами яхт-клуба. Каждый из них обязался купить судно в течение года.

Через год близ маяка Толбухин состоялась первая парусная гонка. Участие в ней приняли 7 яхт. Впоследствии такие гонки начали систематически проводить как минимум два раза в год.

В 1858 году житель Санкт-Петербурга Ц.А.Кавос купил для плаваний по Неве 17-футовую парусную шлюпку именуемую “Забава”. Он регулярно выходил в плавание со своими друзьями. Они даже арендовали дачу на берегу Черной речки и место для шлюпки. Со временем они стали серьезнее относиться к своему увлечению и создали кружок именуемый «Моряк на все руки». Спустя год он был переименован в Невский яхт-клуб. Был утвержден флаг и выработан устав клуба, согласно которому стать членом клуба мог любой желающий независимо от сословий. Весной 1860 года канцелярия морского министерства утвердила его устав, и клуб получил своё официальное название — Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. Он очень быстро стал популярным. За четыре года работы количество его членов составило 200 человек. К этому времени он уже имел собственную шлюпочную мастерскую. А спустя шестнадцать лет плодотворной работы они основали мореходные классы. Работа этого клуба стала примером для новых создаваемых яхт-клубов в России.

Рубрика: Статьи и правила Комментариев: 0
Похожие публикации
Добавить комментарий